Группа отдела краеведения “В Контакте”
Искать! Изучать! Сохранять!
Отдел краеведения – структурное подразделение Правобережного дома детского творчества, выполняющее функции районного методического и организационно-массового образовательного центра по краеведению и музееведению.
Отдел, созданный в 2007 году, продолжает традиции отдела туризма и краеведения, в котором более 30 лет апробировалась система краеведческой работы.
В отделе ведётся работа по организации краеведческой и музееведческой деятельности учащихся района средствами дополнительного образования; работа с педагогами дополнительного образования, руководителями школьных музеев, специалистами отделений дополнительного образования детей на базах школ.
Педагоги отдела реализуют образовательную деятельность по 5 образовательным программам по краеведению, музееведению и экологии:
1. “Краеведческая азбука”
2. “Историческое краеведение”
3. “Юные краеведы-исследователи”
4. “Музееведение”
5. “Живой родник”
С 1985 года в доме детского творчества работает музей “История детского движения Невского района”.
История Невского района в школьных музеях. Люди
История Невского района в школьных музеях. События
Гороховец Ирина Васильевна – заведующий отделом краеведения, методист (тел.446-14-08).
Лончинский Алексей Николаевич – методист, заведующий музеем.
Семенова Елена Павловна – методист, заведующий музеем.
Наши координаты:
193315 г. Санкт-Петербург, ул. Новосёлов, д. 59
отдел краеведения (кабинет №207)
тел./факс: 446-14-08
e-mail: kraevedpddt@yandex.ru
Образовательные программы отдела краеведения:
«Краеведческая азбука»
Образовательная программа «Краеведческая азбука» туристско-краеведческой направленности разработана в целях организации краеведческой деятельности учащихся младшего школьного возраста, 8-11 лет (2-4 классы), средствами дополнительного образования. Программа является модифицированной, разработанной в русле концепции краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга Л.К. Ермолаевой, и имеет общекультурный уровень освоения учебного материала.
Образовательная программа «Краеведческая азбука» – это знакомство с многоликим обликом города на пропедевтическом этапе обучения, самом удачном для начала изучения краеведения, когда у учащихся сформирован достаточно высокий познавательный интерес к процессу обучения в целом, отмечается высокая степень готовности к практической и творческой деятельности, сохраняется глубокая связь с семьёй.
Цель программы:
Развитие личности ребёнка в процессе знакомства с объектами культурного и исторического наследия, историческими личностями, связанными с историей Отечества и родного города.
Образовательная программа «Краеведческая азбука» рассчитана на три года обучения в объёме 144 учебных часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю).
К концу обучения учащиеся
будут знать: отличительные особенности города, города-мегаполиса; понимать значение ключевых краеведческих терминов; символику города; достопримечательности исторического центра Санкт-Петербурга и Невского района; памятные места в Санкт-Петербурге, связанные с выдающимися историческими личностями в истории города и Отечества (главами государства, учеными, литераторами, архитекторами, скульпторами, общественными деятелями, полководцами); виды краеведческих источников.
будут уметь: рассказывать о своей семье; пользоваться элементарными краеведческими источниками; ориентироваться в городском пространстве; пользоваться ближайшими объектами инфраструктуры города; соблюдать правила поведения горожанина на улице и в общественных местах.
разовьют: коммуникативные умения; чувство бережного отношения к городу; чувство гордости за родной город и Отечество.
“Живой родник”
Образовательная программа “Живой родник” эколого-биологической направленности рассчитана на возраст детей 10-12 лет (2-5 классы),
закладывает фундамент экологического образования и просвещения школьников, а также способствует мотивации детей к познанию мира, природоохранной деятельности, а главное – к здоровому образу жизни, дает возможность учащимся получить и расширить уже имеющиеся у них представления о многообразии природы, ее роли в жизни человека, о взаимосвязи здоровья человека, среды обитания и охраны природы.
Цель программы заключается в создании условий для формирования у учащихся основ экологического и природоохранного сознания.
В результате освоения программы учащиеся будут
знать:
основные сведения о природе родного города и края; принципы правильного и культурного поведения в обществе и на природе; основные простейшие понятия, термины, условные обозначения по экологии, туризму, краеведению; элементарные сведения из экологии, туризма, краеведения; правила личной гигиены; простейшие сведения по оказанию первой медицинской помощи
уметь:
определять основные виды растений, животных, водоемов края; отличать съедобные растения и грибы, распространенные в нашей зоне, от несъедобных; правильно и безопасно вести себя в условиях города и природы; бережно относиться к окружающей среде; ориентироваться на местности; пользоваться компасом и природными ориентирами; разводить костер; собирать рюкзак.
Программа реализуется в течение 1 года в объеме 72 учебных часа.
«Историческое краеведение»
Образовательная программа «Историческое краеведение» разработана для учащихся 12-15 лет (5-8 классы) и имеет туристско-краеведческую направленность. Срок реализации образовательной программы 3 года.
Программа является одним из возможных вариантов изучения краеведения в рамках дополнительного образования, что важно при отсутствии типовых образовательных программ дополнительного образования детей по краеведению.
Педагогическая целесообразность программы для учащихся заключается в возможности:
продемонстрировать знания и умения, сформированные в рамках краеведческого курса, а также свои творческие способности через участие в комплексе районных массовых мероприятиях по краеведению;
достичь собственного роста через «ситуации личного успеха» и творчество, повысить мотивацию к изучению краеведения;
освоить базовые умения экскурсионной, исследовательской, а так же проявить себя в игровой и творческой деятельности;
развить навыки коммуникативной культуры в процессе освоения образовательного маршрута программы.
Цель образовательной программы – создание условий для социализации личности учащихся путём организация их познавательной и практической деятельности в области краеведения.
Учащиеся приобретают опыт освоения теории, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт социально-значимой деятельности.
При реализации программы предусматривается проведение занятий 2 раза в неделю по два часа (144 учебных часов в год) или по три часа (216 учебных часов в год).
«Музееведение»
Образовательная программа «Музееведение» имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана для обучающихся 12-17 лет (5-10 классов) на 2 года обучения (144 и 216 учебных часов в год).
Важными социальными институтами, профессионально-ориентирующими и способствующими социализации личности учащихся, являются школьные музеи.
В едином образовательном пространстве петербургской школы, в условиях модернизации Российского образования, школьный музей легко интегрируется в учебно-воспитательный процесс. Современный школьный музей – это средство: формирования исторического и гражданского сознания учащихся, воспитания их патриотизма; организации активной деятельности учащихся через овладение навыков научно-профессиональной деятельности – исследовательской, источни-коведческой, поисковой, музееведческой и экскурсоводческой; реализа-ции творческих способностей детей.
Цель программы:
Организация познавательной, практической и творческой деятельности учащихся средствами музееведения.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения учащиеся будут
знать: историю музейного дела; основы музееведения; особенности музейной культуры.
уметь: ориентироваться в пространстве музеев разных типов и видов;
использовать различные источники информации в музейной среде,
воспринимать музей как источник познания мира; ориентироваться в библиографических указателях и каталогах, работать с историческими источниками и документами; вести исследовательскую работу на базе музея, использовать материалы музея на уроках и классных часах.
Освоив материал образовательной программы «Музееведение», учащиеся смогут:
Ориентироваться в истории музейного дела зарубежных стран и России.
Ориентироваться в музейном пространстве Санкт-Петербурга.
Быть грамотным посетителем экспозиции музея, выставочного зала, вернисажа.
Оперировать ключевыми терминами в области музееведения.
Самостоятельно работать в библиотеке, пользоваться разнообразными источниками информации.
Вести поисковую, экспозиционную и исследовательскую деятельность на базе музея.