Отдел музыкального воспитания

 

Заведующий отделом Сухаревская Галина Михайловна (тел. 446-75-68).

Отдел музыкального воспитания – центр музыкального развития детей Правого берега Невского района.

Отдел музыкального воспитания, как самостоятельная структурная единица, был образован в ПДТЮ в 1993 году, и это было обусловлено необходимостью создания условий для наилучшего раскрытия творческих художественных способностей учащихся, для содействия музыкальному развитию детей.

Отдел предоставляет возможность детям 6 – 18 лет раскрыть свои способности и найти себя в музыкальном искусстве по четырем направлениям:

1. Хоровое и ансамблевое пение

2. Совместное музицирование в оркестре баянистов – аккордеонистов

3. Музыкальное исполнительство (игра на фортепиано, баяне, аккордеоне)

4. Теоретические дисциплины

Кроме того, через музыкальное искусство педагоги отдела музыкального воспитания помогают выявить все лучшее, что заложено в маленьком человеке: гуманистическое начало и душевную щедрость, стремление к созиданию не только в музыке, но и в жизни. Человек, в детстве прикоснувшийся к музыкальному искусству, в жизни сможет раскрыться полнее и разнообразнее. В этом, главная цель работы педагогического коллектива отдела.

Обучаясь в отделе музыкального воспитания, дети получают знания, умения и навыки в разных сферах музыкального искусства, пробуя себя в концертной деятельности, испытывают свои актерские способности в театрализованных музыкальных композициях, осознают себя членом коллектива, воспитывают в себе чувства принадлежности к Санкт-Петербургу, его культуре.


Коллективы Отдела музыкального воспитания:

Хоровое сольфеджио и хор “Малышок” (5-6 лет)

Хоры «Фасольки» и «Тоника» (7-12 лет)

“Образцовый детский коллектив Санкт-Петербурга” Старший хор «Лира»(13 – 18 лет)

Группы музыкального обучения (аккордеон, баян, фортепиано)( с 6 лет)

Оркестр баянистов-аккордеонистов (7 -18 лет)


 

Педагоги отдела музыкального воспитания

Класс фортепиано:
Чечетина Ольга Алексеевна
Волошина Анна Андреевна
Кустош Ольга Анатольевна
Терещенко Ирина Васильевна– Почётный работник общ. обр
Давиденко Лариса Егоровна
Янковская Анна Юрьевна
Класс баяна, аккордеона:
Манкевич Антон Геннадьевич
Чучуева Надежда Борисовна
Матяшкина Вероника Викторовна
Маркина Дарья Евгеньевна
Сухаревская Галина Михайловна
Чекменёв Алексей Вячеславович
Сольфеджио
Пинчук Дарья Олеговна
Музыкальная литература
Антонова Динара Борисовна
Хоры:
Рабинович Елена Доновна – Почётный работник общ. обр
Косякова Татьяна Михайловна- Почётный работник общ. обр
Концертмейстеры:
Квасникова Юлия Юрьевна
Каширина Ольга Григорьевна – Почётный работник общ. обр
Кустош Ольга Анатольевна
Ярлыкова Татьяна Сергеевна


Учащиеся отдела ведут активную концертную деятельность, выступая в международных, всероссийских, городских и районных смотрах и конкурсах, концертах, музыкальных гостиных. Разнообразные праздники отдела, творческие встречи с детскими музыкальными коллективами города открывают широкие перспективы для реализации талантов детей и сотрудничества с петербургскими композиторами и музыкантами.

Каждый выпускник нашего отдела по окончании обучения получает свидетельство установленного образца, в котором выставляются отметки, полученные на выпускных экзаменах по всем пройденным предметам. После окончания обучения учащиеся могут продолжить свое образование в средних специальных музыкальных заведениях города.


Хоровое пение — наиболее доступный вид музыкального исполнительства: голосовой аппарат- «инструмент» – дан человеку от рождения и совершенствуется с его ростом и развитием. Хоровые занятие способствуют овладению «музыкальной речью», что помогает выявить музыкальные способности детей.

Вокально-хоровая работа включает:

                • вокальные упражнения;

                • работу над певческой установкой;

                • над певческим дыханием;

                • над звукообразованием и динамикой;

                • над артикуляцией и дикцией;

                • над ритмом и темпом;

                • работу над расширением диапазона;

                • над интонацией и выразительностью.

Предлагаем вашему вниманию видеоколлаж о работе над вокальными упражнениями в дистанционном формате с учащимися детского хорового коллектива студии «Лира» Правобережного дома творчества в классе педагога Косяковой Татьяны Михайловны.


Обучение в отделе музыкального воспитания проводится по следующим программам:

«Фортепиано с азов и до…»

 «Играем вместе» (фортепиано)

«Музыкальное развитие» (фортепиано)

Обучение игре на фортепиано ведется в тесной взаимосвязи с другими музыкальными предметами (сольфеджио, музыкальная литература, хор, ансамбль вокальный и инструментальный).В ходе реализации образовательной программ «Фортепиано с азов и до…», «Играем вместе» (фортепиано) и «Музыкальное развитие» (фортепиано) детьми приобретается свой собственный опыт музыкальной деятельности, а мера активности и содержание действий каждого ребенка обуславливает качество всего процесса обучения. Обучение не сводится только к познанию, трансформации навыков и умений, а состоит в выработке у детей механизмов музыкальной деятельности, механизмов освоения ценностей: ориентации, побуждения, регуляции, адаптации, коммуникации, продуктивной деятельности.

Программы рассчитаны на учащихся 6,5 – 16 лет, на 8 лет обучения и имеет художественную направленность.
Форма обучения – индивидуальная и малыми группами.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа в год)

 

«Совершенствуем мастерство в хоровом коллективе «Лира»

Образовательная программа «Совершенствуем мастерство в хоровом коллективе «Лира» разработана для учащихся, которые овладели определенным комплексом вокально-хоровых навыков, на базе которых осуществляется работа в кандидатском, а далее и в камерном хоре.
Программа рассчитана на 5 лет и включает два этапа освоения:
кандидатский хор – один учебный год,
камерный хор – четыре учебных года.
Возраст обучающихся – 13 – 18 лет.
В возрасте от 13 до 15 лет элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса. Это обусловливает многогранность решаемых на данном этапе работа задач:
– совершенствование вокально-хоровых навыков,
освоение аккордовой и полифонической фактуры в условиях пения с сопровождением и без сопровождения,
накопление концертного репертуара,
формирование навыков многоголосного пения.
Основная форма обучения – хоровое занятие.
Виды занятий: групповые, сводные репетиции, индивидуальные, индивидуально-групповые.
Программа реализуется в объеме от 144 до 288 учебных часов в год.

 

«По ступенькам хорового мастерства»

Образовательная программа адресована детям от 6 до 13 лет на 6 лет обучения и имеет художественную направленность.
Обучение в младшем хоре продолжается 3 года, в среднем хоре – тоже 3 года. В коллективе «Лира» осуществляется переходная система, при которой дети с одной хоровой ступени попадают на следующую, более высокую. Это происходит каждый год, и дети, пополняющие очередную хоровую ступень, являются ее основой, костяком.

Основная форма работы с хором – это хоровое занятие, которое может быть групповым и сводным. Возможно проведение занятия в виде лекции, беседы, хорового праздника, фестиваля. Каждый вид занятия решает свои задачи. Занятие в виде лекции, беседы имеет образовательное и познавательное значение, в виде хорового праздника – повышает интерес к дальнейшей работе, в виде фестиваля – подводит итог работы. На сводном занятии каждой хоровой ступени выстраивается ансамбль всего хора, идет работа над звуком, фразировкой и художественным образом произведения.

Программа реализуется в объеме от 144 до 180 учебных часов в год.

 

«Первые шаги к хоровому пению»

Образовательная программа «Первые шаги к хоровому пению» (хоровое сольфеджио) художественной направленности является составной частью программного обеспечения отдела музыкального воспитания учащихся в хоровых коллективах.
Для создания сильного хорового коллектива с богатым многоголосным репертуаром кроме вокально-хоровых навыков необходимо ладово-гармоническое восприятие учащимися всех музыкальных произведений, которые они исполняют.
Вся учебная работа по хоровому сольфеджио на всех ступенях обучения включает в себя три направления:
развитие мелодического и гармонического слуха,
развитие ладофункционального слуха,
развитие чувства ритма.
Упражнения по хоровому сольфеджио должны предварять работу над репертуаром. Цель этих упражнений – формирование у детей навыков многоголосного пения.
Методике преподнесения материала заключается в том, дети работают без инструмента, только с голоса педагога и весь материал преподносится с помощью ручных знаков (упрощенной релятивной системе), что является педагогически целесообразным.
хоровым сольфеджио.
Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 6 – 7 лет. Основная форма работы – групповое занятие, которое проводится 1 раз в неделю по 2 учебных часа (72 часа в год).

 

«Мы слушаем, поем и сочиняем»

Образовательная программа «Мы слушаем, поем и сочиняем» (сольфеджио), имея художественную направленность, рассчитана на детей от 7 до 16-ти лет.
Программа сольфеджио для пианистов рассчитана на 7 лет и предусматривает занятия по 2 часа в неделю (72 часов в год), начиная с 1-го года обучения.
Программа сольфеджио у баянистов и аккордеонистов рассчитана на 5 лет обучения по 2 часа в неделю (72 часов в год).

Цель программы – всесторонне развить музыкальный слух, музыкальную память, навыки анализа музыкального текста, творческие способности, сформировать широкую музыкально-теоретическую базу, освоить стилевые особенности музыки.
В результате успешное освоение программы поможет учащимся в занятиях по всем другим видам деятельности: специальному инструменту, хору, музыкальной литературе, умению музицировать, импровизировать.

 

«Мир музыки»

Образовательная программа «Мир музыки» разработана для учебного предмета «Музыкальная литература», который входит в комплекс музыкально-теоретических предметов, осваиваемых учащимися отдела музыкального воспитания. Программа представляет собой дидактически отработанную систему знаний, умений и навыков, с помощью которых дети активно учатся слушать музыку, понимать и переживать ее содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств, запоминать музыкальные образы и представлять их внутренним слухом.
Своеобразный синтез искусства и основ науки о музыке в содержании предмета позволяет одновременно воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферу учащихся, делая их развитие более разносторонним и гармоничным.
Программа имеет художественную направленность и рассчитана на 5 лет для детей 8-15 летнего возраста.
Основной формой работы является групповое занятие 2 часа в неделю (72 часа в год)

 

«Воспитание юного вокалиста»

Образовательная программа «Воспитание юного вокалиста», имеющая художественную направленность, является программой трехступенчатого вокального ансамбля (младшего, среднего, старшего), рассчитана на 7 лет обучения детей в возрасте от 7 до 14 лет. Появление такой программы актуально и педагогически целесообразно. Программа ориентирована на сольную, ансамблевую форму вокальной работы. Это очень захватывает детей, помогает удержать в коллективе одаренных учащихся. Вокальный ансамбль – это часть хора, посещение хоровых занятий для них обязательно, но в более щадящем режиме.
Цель программы: Создание условий для углубленного вокального воспитания и развития творческого потенциала детей.
Программа реализуется в объеме от 72 до 216 учебных часов в год.
Основная форма работы вокального ансамбля – занятие, которое может быть групповым и сводным.

 

«Баян, аккордеон: практическое освоение детьми»

«Играем вместе» (баян, аккордеон)

«Музыкальное развитие» (баян, аккордеон)

Образовательные программы «Баян, аккордеон: практическое освоение детьми», «Играем вместе» (баян, аккордеон) и «Музыкальное развитие» (баян, аккордеон)рассчитаны на 6 лет. Возраст обучающихся – 7-16 лет. Педагогическая целесообразность данных программ художественной направленности заключается в дифференцированном подходе к обучению игре на баяне (аккордеоне) учащихся с различными стартовыми способностями.
Учащиеся, освоившие весь цикл обучения по данной программе, имеют возможность совершенствовать свое исполнительское мастерство, занимаясь в оркестре или ансамбле баянистов-аккордеонистов.
Основной формой обучения является индивидуальное занятие два раза в неделю, по одному академическому часу (45 минут) – 72 часа в год.
Программа предусматривает и групповую форму занятия, так как начиная со второго года обучения, начинают формироваться ансамбли (дуэты, трио и т.д.).

 

«Оркестр и Мы»

Образовательная программа «Оркестр и Мы» создана для оркестра баянистов и аккордеонистов и имеет художественную направленность. В ней отображены особенности состава оркестра, вертикали партитуры и методы работы с учащимися на занятиях оркестра баянистов.
В оркестре осуществляется дифференцированный подход к распределению учебного времени в оркестровых группах, что является педагогически целесообразным, предусматривается включение в репетицию бесед о композиторах, произведения которых исполняет оркестр, что развивает кругозор учащихся, а также прослушивание и анализ фонограмм оркестров разных направлений и жанров.

Программа рассчитана на детей школьного возраста от 8 до 16 лет, на 4 года обучения.

Цель программы: создание условий для активной творческой деятельности, развития способностей и эмоционального мира учащихся.
Занятия оркестра проводятся в группах по партиям и сводно.
Программа реализуется в объеме от 144 до 288 учебных часов в год.